Тайный отец русской революции
Творчество поэта было широко известно в узких кругах его современников — поэтов, писателей, художников, представителей творческой интеллигенции. Но, так как стихи носили революционный, порой экстремистский контекст, они почти не печатались, были не доступны широкой публике.
По словам поэта-революционера Г.М. Kpжижaнoвcкого, рукописные тексты произведений Катушкина «…передавались из рук в руки и были настолько зачитаны, что рассыпались при прикосновении…»
Филосов-марксист Г.В. Плеханов считал Катушкина поэтом-борцом, искренне верившим в дело революции: «… этa вepa тaкжe oтpaзитcя в вaшeй пoэзии; oнa-тo и cдeлaeт вaши пecни гpoмкими, мoгyчими и гopдыми, кaк пoбeдный клич вceoбщeй cвoбoды, иcтиннoгo paвeнcтвa и нeлицeмepнoгo бpaтcтвa».
Поэзия Катушкина pyбeжa вeкoв иcпoлнeнa yвepeннocти в зaвтpaшнeм днe, живeт oщyщeниeм cкopoй пoбeды. Не случайно А. Белый называл Терентия Ивановича Тайным отцом революции.
М.Ю. Чепраковский, критик
Абсолютный поэт
По мнению поэтов-соременников, Катушкин писал о народной боли, как никто другой. Его стихи посвящены борьбе с несправедливостью, страданиям человека, вере в идеалы равенства и свободы, в лучший мир.
В творчестве Терентия Ивановича нет стихов о женщинах, пошлости и богатстве. Лейтмотивом творчества является Душа простого человека, его надежды и чаяния, боли и радости.
По словам Блока, Катушкина можно назвать Абсолютным поэтом.
Н А. Семёнов, литературный критик
Запрещённый
«…Стихи Катушкина — яркие, смелые, к борьбе зовущие — никого не оставляли равнодушными. Они заставляли оглянуться, задуматься: как мы живём, как живут люди вокруг нас? Что может изменить эту ситуацию? Стихи давали однозначный ответ — смена режима и революция! Сплочённость и борьба! Смерть капиталистам! Поэзия Катушкина была инструкцией к действию…
…Ой как боялись этих стихов при царском дворе! Ни одной строчки не пропускали царские цезоры, ни одного сборника не вышло под его фамилией — только самиздат на средства энтузиастов и последователей…
…Именно этим и объясняется, тот факт, что при жизни Терентия Ивановича почти не печатали — его боялись, словно огня! Запрещённый…
…Произошла революция, режим сменился, к власти пришли большевики — всё устаканилось. Казалось бы, вот сейчас Катушкин получит известность и заслуженные лавры! Но… нет.
Какой парадокс: новая власть тоже боялась беспорядков и катаклизмов, им больше не нужны были потрясения и революции. А на фоне многочисленных крестьянских выступлений стихи крестьянского поэта о восстании и о бунте были особенно опасны. Новые элиты помнили, какую силу имели слова Терентия Ивановича и боялись его!…
…Катушкин снова под запретом, по-прежнему не печатается — только самиздат на средства единомышленников, друзей и соратников. Запрещённый…»
Москва, 1930 год, М.А. Волошин, поэт, художник, литературный критик, искусствовед
Терентий Катушкин (слева) и один из первых народовольцев Пётр Савин.
Архангельская губерния. 1860-е годы.